Сегодня в преддверии начала отопительного сезона Украина и Россия в очередной раз оказались на пороге войны – «газовой». Как бы странно это ни звучало, но подобные противостояния уже стали традиционными с приближением холодов, но если ранее все вопросы решались в рамках дипломатических переговоров (правда, сегодня за одни подобные переговоры бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко может оказаться за решеткой), то на нынешнее противостояние в Киеве решили ответить демонстрацией военной мощи. Произошло это сразу по завершении в Крыму одного из этапов исследовательских командно-штабных полевых учений ВС Украины с неоднозначным названием «Адекватное реагирование – 2011».
Евгений Лупаков, капитан 1-го ранга запаса и активный участник «Союза офицеров Украины», который стал известен в начале 90-х годов своими неоднозначными практически криминальными действиями при разделе кораблей Черноморского флота между Россией и Украиной, в частности, заявил: «Все учения сегодня происходят согласно разработанному на год плану боевой подготовки. Я не могу не признать, что очень хорошо, что данные масштабные учения происходят одновременно с событиями, которые демонстрируют агрессию России и не только в газовом вопросе, но и во многих других. И данные учения еще раз продемонстрируют нашим бесстрашным братьям, но на деле оккупантам, что не стоит с нами заигрываться. Ведь это было уже в вопросе по Тузле. Наши ребята доказывают, что с Украиной играть не стоит. У украинских военных есть что и чем оборонять».
Прежде всего, кто же такой Евгений Лупаков? В 1992 году, будучи заместителем командира 14-й отдельной дивизии подводных лодок Черноморского флота, Лупаков одним из первых офицеров принял украинскую присягу. С этого момента он принялся активно подбивать к тому же своих сослуживцев. Дело впоследствии едва не окончилось трагедией. Вот что рассказывал по данному делу Игорь Леухин, капитан 1 ранга, в то время старший помощник командира дизельной подлодки Б-871: «13 марта 1992 года вечером замком Б-871 по идеологической работе с личным составом В. Петренко собрал матросов украинской национальности, проходящих срочную службы, и под ничем не обоснованным предлогом отвел их на ПЛ, пришвартованную у плавучего пирса в Южной бухте. По прибытии на пирс, капитан-лейтенант Петренко отдал приказ «Команде вниз» и из ракетницы выпустил три красные ракеты. По данному сигналу с дальнего берега бухты прибыл Евгений Лупаков. На центральном посту, используя общекорабельную связь, он зачитал текст государственной присяги на верность Украине. Подписи на заранее подготовленном листе поставили Петренко, а также четыре офицера и матрос Махно.
Правильно оценив сложившуюся ситуацию, трюмный машинист матрос А. Заец и моторист матрос М. Абдуллин, стоявшие на вахте, загерметизировались в 4-м отсеке и, угрожая остановить вентиляцию аккумуляторной батареи, что угрожало взрывом газовой смеси, обратились с требованием предоставить им связь с командиром или со старпомом.
О том, что произошло, мы с командиром узнали непосредственно от матросов, возвращавшихся после ужина в казарму. Командир направил меня на лодку, сам он направился в команду с целью уточнить обстановку и сообщить командиру соединения. На центральном посту я застал Лупакова. В этот момент штурман лодки ст. лейтенант Баринов читал вслух текст украинской присяги. Увидев это, я немедленно изъял вахтенный журнал, сообщил о незаконности выполняемых ими действий и потребовал незамедлительно покинуть боевой корабль».
В общем, тогда Б-871 удалось отстоять, и сегодня она в боевом составе российского Черноморского флота под названием «Алроса». А Евгений Лупаков к фуражке срочно прикрутил трезубец и превратился в ярого украинского патриота, в каждом шаге обнаруживающего козни, устраиваемые российской стороной.
Но это история. Куда интересней сами нынешние украинские учения под громким названием «Адекватное реагирование — 2011». Учения проходят с участием одновременно сухопутных войск, военно-морских сил и воздушных сил Украины на 15 полигонах с выполнением пусков ракет и боевых стрельб. Всего в учебных боях принимают участие 9500 военнослужащих, более 2300 единиц военной техники и вооружения, в частности, 33 корабля, 40 самолетов, 31 вертолет, катера и суда обеспечения. Ничего более масштабного украинские военные не осуществляли долгие годы. Причина, впрочем, банальна: отсутствие денег. Теперь, очевидно, нашлись.
Но это далеко не так. Как известно, оборонный бюджет Украины, например, на 2010 год был запланирован на уровне 13 млрд. гривен – реально в войска поступило лишь 9 млрд. По утверждению Министра обороны Украины Михаила Ежеля, для примитивного выживания армии в 2011 году требуется как минимум 19,8 млрд. гривен. Но бюджетом выделено всего 13,6 млрд.
Итоги таковы. По данным Центра военно-политических изучений, боеспособность сил и средств ВМС Украины составляет на сегодня всего 7%. Единственная «военно-морская» программа Украины по созданию собственного корвета заморожена. Средний часовой налет летчиков в ВВС в 30-40 раз меньше, чем этого требуют критерии по подготовке НАТО.
Понятно, что денег в украинской армии нет не только на учения, но и на элементарное поддержание боеспособности. Становится непонятным – к чему было проведение столь масштабных учений на фоне полного обнищания?
Автор Сергей Вознесенский
Читать всю статью