Фото: Muzaffar Salman / Reuters

Фото: Muzaffar Salman / Reuters

Стали известны потери боевиков в Эль Кусейре. Убиты 2745 человек, 344 ранены. Из них около 200 человек поступили в ливанские больницы и госпитали. Около 1000 человек задержаны. Не менее 600 боевиков удалось вырваться из окружения.

Обращает на себя внимание соотношение убитых и раненых. Оно говорит о полном отсутствии системы медицинской помощи. Значительная часть боевиков попросту умерла от ран в связи с неоказанием им помощи.

Такая ситуация вообще крайне характерна для этой войны. Обычное соотношение раненых и убитых 3:1 для боевиков выполняется с точностью до наоборот.

Взятие Эль-Кусейры сопровождалось появлением в открытую отрядов Хезболлы в весьма немалых количествах. «Мировое сообщество» так и не сумело сформулировать свой протест — признать ливанских шиитов иностранными регулярными войсками означало признать за Хезболлой совершенно иной статус, чем просто террористическая организация.

Явное и нескрываемое появление Хезболлы, стоит признать, стало довольно неожиданным ходом. Понятно, что это реализация угрозы Асада ответить Израилю «ассиметрично» после налетов его авиации. Боевики Хазболлы, вернувшись обратно в Ливан, уйдут не с пустыми руками. Фактически уже сейчас через подконтрольную правительству Сирии границу в направлении Южного Ливана практически ежедневно уходят колонны грузовой техники. Что они переправляют на территорию Хезболлы — неизвестно.

При этом Хезболла появилась в Сирии довольно обдуманно по срокам. Вряд ли это было спланировано загодя — однако уставшее от войны население готово принять помощь кого угодно, лишь бы она побыстрее закончилась. Появись Хезболла на полгода-год ранее — она неизбежно взметнула бы вверх межконфессиональное противостояние. Сегодня же, несмотря на всю активность сайтов и ресурсов боевиков, мощную атаку информационных каналов аравийских монархий, педалирующих тему войны шиитов против суннитов, эта тема практически не находит отклика среди населения. Люди воспринимают отряды Хезболлы как союзников, не особо заостряя внимание на их конфессиональной принадлежности.

Однако щекотливость ситуации должна вынудить Сирию и Хезболлу ограничивать свое союзничество. Лидеры Хезболлы дают понять, что они воюют в первую очередь против тех группировок боевиков, в составе которых находятся ливанские радикальные сунниты. Такая позиция вполне объяснима — ливанские шииты в своем праве.

Ливанцы в довольно больших количествах присутствуют в отрядах Ан-Нусры в Идлибе и Алеппо. Вероятно, поэтому не так давно прошла информация о переброске нескольких тысяч человек из Хезболлы именно в Алеппо.

Техника сирийской армии сейчас перебрасывается от ливанской границы в провинции Идлиб и Алеппо. Скорее всего, взятая до 25 июня пауза в подготовке международной конференции будет использована армией для того, чтобы попытаться блокировать центры этих провинций и как минимум начать их освобождение. Если конференция начнется, как предполагается, в конце лета — начале осени, сирийцы постараются к этому сроку окончательно решить проблему очистки всех крупных городов на севере страны. Подобное развитие событий позволит Асаду вести переговоры с максимально прочных позиций.

Это вполне согласуется с теми сроками, которые называют сирийские военные — они твердо рассчитывают закончить войну к началу осени, и затем начать окончательное наведение порядка на всей территории страны. После этого начнется работа дипломатов и политиков.

 

Первоисточник : Кусейра. Итоги