Фото: Фронтовой бомбардировщик Су-24МК2 (бортовой номер КХ-41) ВВС Алжира. Снимок 2012 года (с) www.forcesdz.com

 

Как сообщает журнал «Jane’s Defence Weekly» в статье Jeremy Binnie «Haftar loyalists claim Su-24s carried out Tripoli airstrike», ливийская группировка, возглавляемая отставным генералом Халифой Хафтаром (Khalifah Haftar), взяла на себя ответственность за авиационный удар по позициям радикальных исламистов в Триполи, состоявшийся в ночь с 17 на 18 августа , очередной подобный удар был нанесен в ночь с 22 на 23 августа.

Предположительно, целью авиационного удара был склад боеприпасов на авиабазе Митига, которая находится под контролем отрядов исламистов из Мисураты. В настоящий момент они ведут бои против союзников группировки Хафтара — боевиков из Аль-Зинтана.

Как сообщил журналистам представитель группировки Хафтара, Мухаммед Аль-Хиязи (Muhammad al-Hijazi): «Вчера рано утром пилоты ливийских ВВС, управляя вновь вернувшимися в строй бомбардировщиками Су-24, нанесли по позициям боевиков из так называемого движения «Ливийский закат» интенсивные и точные удары. Пилоты подтвердили, что нанесли эффективные удары, уничтожили все цели и подавили огонь противника.»
 
База ливийских ВВС в Бинине, расположенная неподалеку от Бенгази, лояльна к Хафтару. В ее расположении находятся пригодные для эксплуатации истребители МиГ-23 и МиГ-21. В составе ВВС Ливии находилось и несколько всепогодных дальних бомбардировщиков Су-24, однако ни один из них не был замечен в воздухе со времен войны 2011 года. И хотя полумесяц в ту ночь обеспечивал над Триполи хорошую видимость, офицеры ВВС Ливии, по их собственным словам, не имеют навыков проведения ночных атак.
 
Бригадный генерал Сакр Джаруши (Saqr Jarushi), который был уволен с поста главы ВВС, но остался командиром авиабазы в Бинине, сообщил иную версию произошедшего. Он сказал представителям СМИ, что его самолеты не участвовали в налете, целью которого помимо прочих стал еще один склад боеприпасов, расположенный южнее Мисураты. Он также отметил, что лично предоставлял координаты цели для ВВС одной из европейских стран, не уточнив при этом какой именно.
 
Позже, 18 августа Джаруши рассказал той же газете, что Су-24 действовали под его командованием, но предоставлены были зарубежными ВВС. Они нанесли авиаудары, которые, как он подразумевал, были продолжением ранее нанесенных.
Алжир и Судан являются единственными странами региона, которые на данный момент эксплуатируют Су-24. Судан получил первый самолет Су-24МК из Белоруссии в 2013 году. Однако из этих двух стран, менее вероятно, что это именно суданские самолеты нанесли удар по западной Ливии, которая находится в 2700 км от авиабазы ВВС Судана Вади Сайидна. К тому же, ранее сторонники Хафтара обвиняли Хартум в поставках по воздуху оружия для боевиков из Мисураты, которые находились в Триполи.
 
Алжир не только располагается ближе к западной Ливии, но также модернизировал некоторые из своих Су-24МК до версии Су-24МК2. Данная модернизация включает в себя установку новой системы цифровых карт, что значительно облегчает самолетам задачу нанесения ударов в ночное время.
 
Алжирские официальные лица неоднократно опровергали слухи о том, что алжирская армия участвует в борьбе с радикальными исламистами в Ливии или Тунисе. Такого рода операции нарушали бы действующий в Алжире конституционный запрет на военные операции в других странах.
 
Тем не менее алжирская пресса постоянно твердит об угрозах безопасности, которые исходят из соседней Ливии. 6 августа новостной ресурс «Аl-Fajr» сообщил, что алжирские военные развернули системы ПВО С-125 вдоль восточной границы страны с целью сбивать лайнеры, предположительно захваченные джихадистами в международном аэропорту Триполи с намерением использовать их для совершения самоубийственных атак.