PL-O1 CONCEPT (с) mr_ffox

PL-O1 CONCEPT (с) mr_ffox

В последние десятилетие, в Польше наблюдался небывалый скачек в кооперации оборонной промышленности. Множество иностранных фирм пришли в Польшу и создали совместные предприятия. Доля иностранных комплектующих и машинокомплектов выросла в разы. Да и финансирование оборонных программ заметно улучшилось, что также привлекало иностранные инвестиции.

В Польше были начаты крупные оборонные проекты по созданию перспективного танка, самоходной артиллерийской установки, учебно-боевого самолета нового поколения. Но с течением времени кроме опытных образцов, Польская оборонка не может ничего предоставить.

Так, на открывшейся 2 сентября 2013 года в Кельце (Польша) 21-й международной оборонной выставке MSPO 2013 польское предприятие Huta Stalowa Wola (HSW) и турецкая компания MKEK подписали соглашение об использовании изготавливаемого МКЕК бронекорпуса и ходовой части турецкой 155-мм самоходной гаубицы Т-155 Firtina на польской 155-мм самоходной гаубице Krab, производимой HSW.

Как сообщает журнал «Jane’s Defence Weekly» в статье Remigiusz Wilk «MSPO 2013: Poland signs agreement for Turkish T-155 Firtina hulls for Krab SPA», выявилась невозможность оснащения планируемых к постройке 16 САУ Krab применявшимся на первых образцах польским дизельным двигателем S12U — поскольку двигатель не производится с 2009 года, а производивший его завод PZL Wola закрыт. Предложенный в качестве альтернативы немецкий дизельный двигатель MTU-881 KA 500 требует моторно-трансмиссионного отделения большего размера и не влазит в ходовую часть производства HSW. В довершение ко всему, в 2010 году в изготовленных польским заводом Bumar Labedy бронекорпусах первых серийных Krab были обнаружены микротрещины в броневых листах. Сообщается, что HSW выставила заводу Bumar Labedy финансовые претензии в 15,5 млн долл за поставку низкокачественных бронекорпусов. В июле 2012 года Bumar Labedy признал свою ответственность и выразил готовность возместить брак.

При этом Польша может  также понести крупные финансовые потери из-за отказа от поставки БРЭМ WZT-3 ВС Индии, сообщает «Альтаир». Контракт с «Бхарат эрс муверс лтд.» (BEML) на поставку 204 БРЭМ WZT-3 был подписан концерном «Бумар» 17 января 2012 года.

Наблюдательный совет «Бумар» одобрил контракт 20 марта 2012 года и одновременно снял с поста главу концерна Э.Новака. Вскоре было назначено новое руководство во главе с К.Крыстовским и вице-президентом правления по вопросам продаж и закупок М.Идзиком (бывшим заместителем министра национальной обороны РП).

К.Крыстовский признал, что индийский контракт невыгоден и нерентабелен для холдинга, и на официальном уровне поддержал намерения по пересмотру условий соглашения с BEML.

Средняя «индианизация» машины должна была составить 35,44%, а для последних 10 БРЭМ – 50%. Уже в 2012 году «Бумар» должна была произвести 46 комплектов БРЭМ WZT-3 (кроме восьми готовых машин, поставка которых планировалась до 15 февраля 2012 года), что было нереально, как и дальнейшие поставки (по 50 БРЭМ до 15 мая 2013 года, до 31 октября 2013 года и до 15 июля 2014 года).

Несмотря на шумные заявления всех ответственных за польскую оборонную промышленность лиц, 2012 год стал периодом серьезного спада экспорта её продукции. Наиболее наглядно это обнаруживает количество разрешений на экспорт, выданных за весь истекший год. В целом за 2012 год в Польше было выдано разрешений на вывоз вооружений, военного снаряжения и боеприпасов на сумму, эквивалентную 633 млн евро, что на 216 млн евро меньше, чем в предыдущем году.

Для сравнения: ещё более неудачным для отрасли был 2010 г. — объем поставок на экспорт составил всего лишь 457 млн. евро. Рекордным был 2009 г. — 1.39 млрд. евро. Однако не следует забывать о том, что представленные статистические данные касаются не только классического военного снаряжения, а также тот факт, что полученное разрешение не всегда означает реальный вывоз продукции.

До недавнего времени работающие в Польше предприятия авиационной промышленности, зависящие от международных гигантов, раздували показатели статистики экспорта военного снаряжения, что в значительной мере объясняет феномен 2009 г. Эти показатели не должны были бы учитываться в итоговом объеме экспорта, так как речь шла о передаче материнским компаниям компонентов или летательных аппаратов, собираемых в Польше для их последующей финальной доставки. И о чудо — в 2012 г. зафиксировано существенное снижение экспорта авиационного снаряжения, это значит, что предприятия авиационный промышленности в Варшаве, Свиднике, Мельце и Жешуве показали своим зарубежным головным компаниям существенно меньший объём производства или решились более реалистично оценить свою продукцию.

Относительно благополучно выглядят предприятия, торгующие стрелковым оружием до 20-мм калибра и соответствующей оснасткой для него. Тут отмечен реальный рост стоимости экспорта с 26 млн. в 2011 г. до 56 млн. евро в 2012 г. Благодаря растущему экспорту неплохо себя чувствуют, главным образом, частные, технологически продвинутые предприятия, получающие новые заказы на электронные системы управления огнем, наведения, систем связи и радиоэлектронной защиты. Потенциальная стоимость разрешений на экспорт этой категории продукции возросла с 14 млн. до 34 млн. евро.

Также вырос объем экспорта запчастей для наземных транспортных средств — с 30 до 39 млн. евро. На почти неизменном уровне — увеличившись с 35 млн. до 37 млн. евро — остается задекларированный объем экспорта охранного снаряжения и технических средств обеспечения безопасности и порядка. Рост экспорта с 1.6 млн. до 2.2 млн. евро также коснулся простых, но точных металлических поковок для специального снаряжения .

Что самое интересное и наиболее многообещающее — это то, что отмечено увеличение стоимости в международной категории 22 Европейского Союза, то есть в категории экспорта передовых оборонных технологий. К сожалению, это не самые значительные суммы. В 2011 г. показатель был на уровне примерно 5.3 млн., а в прошлом году он составил 7.1 млн. евро. Как нам стало известно, понимать это надо следующим образом: два польских частных предпринимателя, предлагающие передовые технологии по утилизации боеприпасов, заключили новые контракты…

В свете этого хороша видны истинная ценность и степень реализуемости постоянно разрабатываемых и демонстрируемых в Польше «концептов» образцов перспективной бронетанковой техники — от пресловутого Anders до выставленного на той же MSPO 2013 демонстратора якобы перспективного танка PL-01.

В целом получается довольно печальная картина в сопоставлении с соседней Украиной, оборонную политику которой Варшава постоянно критиковала, поднимающейся на позицию четвертой страны-мирового экспортера вооружений с портфелем заказов, исчисляемых в миллиардах Евро.

 

По материалам сайтов :

1. www.military-informant.com

2. periscope2.ru

3. bmpd.livejournal.com