Граница с Ливаном (c) EPA

Граница с Ливаном (c) EPA

МИД Сирии потребовал от Ливана закрыть границу со своей стороны и обеспечить прекращение проникновения с ливанской стороны групп боевиков, которые последние две недели непрерывно пытаются проникнуть на территорию Сирии.

В заявлении МИД, распространенном в четверг информационным агентством САНА, подчеркивается, что вооруженные силы САР до последнего времени «проявляли сдержанность и не наносили ударов» по базам вооруженных формирований на ливанской территории. Однако, как отмечается в документе, «такое положение не может продолжаться бесконечно».

В этом заявлении обращает на себя внимание две вещи. Первая — это то, что за год Сирия сумела создать дееспособную пограничную службу. Если раньше боевики ходили через границу практически невозбранно в ритме ослика Иа «входит и выходит», то сегодня эти попытки весьма успешно пресекаются. Что говорит о способности сирийцев делать выводы.

Второй момент — Сирия готова от сугубо рефлексивной и оборонительной стратегии переходить к наступательной. Совершенно понятно, что прекратить нападения раз и навсегда можно только в одном случае — разгромив и уничтожив лагеря боевиков на сопредельной территории. И если в Турции это сделать — означает спровоцировать войну, то в случае с Ливаном ситуация выглядит совершенно иначе.

Лидер суннитов Ливана Харири и коалиция «14 марта» четко и однозначно позиционирует себя в сирийском конфликте как последовательные враги Башара Асада. Именно ливанские сунниты оказывают поддержку боевикам, создавая на подконтрольной им территории и базы, и лагеря подготовки, и организуя транзит оружия. Зарабатывая на всем этом — а как же — но и решая свои сугубо политические задачи.

Судя по всему, заявление МИД Сирии последовало после того, как стало понятно — движение «Хезболла» не сможет перекрыть границу на этой территории, не вызвав тем самым столкновения с суннитами. В «Хезболле» с самого начала конфликта борются между собой две точки зрения на её действия — одни призывают руководство организации оказать всю возможную помощь Башару Асаду, другие призывают сосредоточить внимание на собственных внутриливанских проблемах. Видимо, вторая точка зрения на данном этапе возобладала — и сирийцы вынуждены учитывать такую позицию союзника.

Безусловно, операция сирийской армии на ливанской территории вызовет всплеск и реакцию со стороны Запада — который, естественно, спокойно воспринимает пограничные операции той же турецкой армии на иракской территории — но будет явно говорить об агрессии в случае событий на ливанской территории. Однако для Асада в этой ситуации выбора особо нет — горшки с Западом и так побиты, а наказать за «агрессию» Сирию могли столько раз (начиная, к примеру, со случая с турецким самолетом), что раз не наказывают — значит, не могут. Поэтому чего стесняться…

 

Источники:

1. Сирия — Ливан. Граница