Ближе к концу холодной войны советская ракетная программа совершила большой скачок вперед. Однако было принято считать, что советские ракеты класса «воздух — воздух» (ААМ) уступают западным аналогам.
Сегодня положение вещей кардинальным образом изменилось. Россия может гордиться своими ААМ, которые не только не уступают, а в ряде случаев и превосходят западные образцы. Появление российских высокотехнологичных ракет и усовершенствованных двигательных установок привело к тому, что теперь уже Запад находится в положении догоняющей стороны.
В начале 90-х годов прошлого столетия Запад был вынужден признать высокие боевые характеристики и надежность российской ракеты «воздух — воздух» ближнего радиуса действия Р-73 (АА-11 «Archer») и ее ближайшей родственницы среднего радиуса действия Р-77 (АА-12«Adder»). Превосходство российских моделей стало особенно очевидно в ходе учений, во время которых самолеты МиГ-29 Королевских ВВС Малайзии «сражались» против F/A-18A Королевских ВВС Австралии. МиГ-29 выпустил свои учебные Р-77 приблизительно на 15 км дальше, чем Hornet, вооруженный ракетами AIM-7 Sparrow.
Среди первых ракет класса «воздух — воздух» единственной советской ракетой, которая могла бы сравниться с западными образцами, была K-13/P-3C (АА-2 «Atoll») — творчески созданный аналог ракеты AIM-9. Затем разработали новую ракету ближнего радиуса действия Р-60 (АА-8 «Aphid»), которая выпускалась серийно и поставлялась в другие страны. Появление Р-60, пригодной для ведения различных видов боевых действий, ознаменовало собой начало «советского ракетного ренессанса».
В число ракет, поступивших на вооружение позднее, вошли ракеты, действующие за пределами видимости BVR(они были довольно надежными, но, считалось, еще уступали западным аналогам), и ракета ближнего радиуса действия Р-73 (АА-11 «Archer»), которая с самого начала превосходила все современные западные модели. Ее быстрее остальных довели до класса оружия, способного поражать цели под углом к оси движения самолета-носителя. К последним российским ракетам, уже поступившим на вооружение, относится Р-77 (АА-12 «Adder»), создание которой было завершено перед самым окончанием холодной войны. Эта ракета BVR принадлежит к тому же классу, что и AIM—120 AMRAAM, и является оружием типа «выпустил — забыл». Ею оснащены новейшие модели МиГ-29 и Су-27, включая производимые на экспорт Су-30МК. Эту же ракету ВВС Индии приспособили для переноски на усовершенствованных МиГ-21 Bison. В данный момент модернизация ракет серии Р-77 идет по пути совершенствования и создания альтернативных типов головок наведения и увеличения дальности полета. Для этого, в частности, разработан прямоточный воздушно- реактивный двигатель Р-77М-ПД, с которым радиус действия ракеты может быть увеличен до 160 км.
На подходе новое поколение ракет дальнего радиуса действия, которое должно закрепить превосходство России в этой области вооружения. Правда, и затраты на реализацию новейших проектов будут велики. Возможно, их не удастся осилить без крупных заказов со стороны зарубежных государств. Но вполне вероятно, что российским ученым удастся самостоятельно создать новое поколение ракет ближнего радиуса действия, не требующих столь высоких затрат. Тогда Россия сохранит свое преимущество перед другими странами в этом ключевом виде вооружения.
Происхождение ряда ракет класса «воздух — воздух», которыми вооружены сегодня новейшие российские истребители, корнями уходит к американским AIM-9B Sidewinder, которые были найдены на территории Китая после боев в районе острова Тайвань. Это позволило советским конструкторам создать в 70-х годах прошлого века обладавшие ограниченными возможностями модели Р-ЗС. Позже советские и российские ракеты не только перестали уступать зарубежным образцам, но по многим показателям и превзошли их.
Ракета Р-60, по натовской классификации — АА-8 «Aphid», имела небольшие размеры, но относительно массивные управляющие плоскости, и создавалась специально для ближнего маневренного боя. Наряду с малым радиусом действия это должно было обеспечить ей хорошую маневренность, однако на практике ограниченные возможности головки наведения сделали модель менее эффективной. Поступив на вооружение примерно в 1973 году, ракета намного уступала американской AIM-L, принятой на вооружение в 1976 году. Помимо малой величины и непривычной аэродинамической конфигурации, стоит отметить в числе особенностей то, что на Р-60 можно было установить боеголовку с сильно обедненным ураном, который должен был максимально увеличить кинетическую энергию головки при ее столкновении с целью.

Р-73 (АА-11 «Archer»)
Р-73 предназначалась для поражения целей, смещенных от оси движения самолета-носителя, и оснащалась прицелом с очень широкой полосой захвата. Теперь летчик не был связан ограниченными возможностями поворотного устройства пусковых направляющих и мог поразить объект в любой точке передней полусферы. При этом ему не приходилось маневрировать, чтобы захватить его на дисплее лобового стекла. У следующих модификаций Р-73 увеличился радиус действия, были усовершенствованы бортовые системы и повысилась сопротивляемость контрмерам противника. Была также разработана модель Р-73, с помощью которой можно было сбивать летящие сзади самолеты противника.

Р-33 (АА-9 «Amos»)

Р-77 (АА-12 «Adder»)

Р-27 (АА-10 «Alamo»)

Ракета Р-37
Источники:
1.Российские ракеты класса «воздух — воздух» — Ракетная техника