Военнослужащий бундесвера

Военнослужащий бундесвера

Наступающий 2011 год станет годом кардинальных изменений в немецких силовых ведомствах. 22 ноября министр обороны Карл-Теодор цу Гуттенберг официально объявил, что воинский призыв будет приостановлен с 1 июля 2011 года.

Одновременно министерство внутренних дел затеяло реформу полиции и секретных служб, необходимость которой стала особенно явной в связи с угрозой терактов в Германии. При ближайшем рассмотрении все эти изменения тесно взаимосвязаны. Можно говорить о своего рода цепной реформе, которая, начавшись с бундесвера, затронет другие силовые, а также гражданские структуры и приведет к их масштабной реорганизации.

Сначала о бундесвере. О намерениях молодого министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга провести реформу бундесвера, его командных и административных структур, было известно еще с прошлого года. Первоначальный план предусматривал сокращение численности вооруженных сил с 250 тысяч до 165 тысяч человек и приостановку воинского призыва, который, правда, должен был остаться закрепленным в конституции, чтобы в случае возникновения угроз национальной безопасности его можно было бы вновь активизировать. Инициатива вызвала весьма неоднозначную реакцию не только со стороны оппозиции, но и среди соратников цу Гуттенберга из ХДС и ХСС.

Тем не менее, министр смог настоять на своем. На прошедших осенью партийных съездах ХСС и ХДС цу Гуттенбергу удалось заручиться поддержкой правящих в Германии консерваторов, склонив на свою сторону Ангелу Меркель и Хорста Зеехофера. Реформе был дан зеленый свет. В это же время специальная комиссия по реформированию бундесвера и министерства обороны во главе с руководителем федерального ведомства по трудоустройству Франком-Юргеном Вайзе (Frank-Juergen Weise) представила обширный доклад, обратив внимание на крайнюю забюрократизированность и малую эффективность армейских и министерских структур. Было предложено сократить штат министерства ровно наполовину: с 3300 до 1600 человек.

Окончательные точки над i расставила конференция командного состава бундесвера, состоявшаяся в Дрездене 22 ноября. На ней Карл-Теодор цу Гуттнеберг назвал точную дату приостановки призыва — 1 июля 2011 года. Кроме того, министр уточнил данные по сокращению численности вооруженных сил. Первоначальный план был отчасти смягчен: на службе оставят не 165 тысяч, как предлагалось ранее, а 180-185 тысяч военнослужащих, включая сюда 15 тысяч добровольцев, которые будут служить от года до двух лет. Штат министерства обороны будет также сокращен, и опять чуть меньше, чем предлагала комиссия Вайзе: до 2000 человек.

Чрезвычайно важные изменения коснутся командных структур. Так, генерал-инспектор бундесвера (высшее воинское звание в немецкой армии), который ранее выполнял функции советника при министре обороны по вопросам разработки и реализации общей оборонной стратегии, являясь «генералом без командования», станет командующим вооруженными силами. Ему будут подчинены инспектора (командующие) родов войск (ВВС, ВМС и Сухопутные войска), медико-санитарной службы и службы и сил обеспечения.

Какие именно подразделения будут сокращены, пока неизвестно. По некоторым данным, наибольшие сокращения коснутся Сухопутных войск (на 40 тысяч человек, до 54 тысяч). Ранее также сообщалось о возможном расформировании 33-й авиаэскадры, в задачу которой входит доставка американских ядерных бомб B61 с базы ВВС Бюхель в район их возможного применения. Тем самым ФРГ якобы намерена, не прибегая к политическому решению, чисто техническими средствами окончательно избавиться от ядерного оружия на своей территории. Официального подтверждения эта информация не получила. Министерство обороны намерено обнародовать детали планируемой реформы в ближайшие месяцы.

Кроме того, немецкие СМИ сообщили, что в рамках реформирования бундесвера будет расформирована немецкая военная контрразведка (MAD). По данным издания FOCUS, еще в конце октября комитет по бюджету бундестага предложил ликвидировать MAD, содержание которой обходится бюджету в 70 миллионов евро ежегодно. 23 ноября ответственный секретарь фракции СвДП Кристиан Арендт (Christian Ahrendt) сообщил, что договоренность о расформировании MAD была достигнута представителями правящих партий ХДС и СвДП на закрытом заседании президиума бундестага. А это уже означает, что планируемая реформа бундесвера неизбежно повлечет за собой перестройку всех других силовых структур.

Военная контрразведка считается одним из основных элементов трехчастной структуры немецких секретных служб. Двумя другими элементами являются федеральная разведывательная служба (BND) и ведомство по охране конституции (BfV) — спецслужба, которая занимается отслеживанием деятельности экстремистских организаций на территории ФРГ. По словам того же Кристиана Арендта, эта трехчастная структура безнадежно устарела, при том что MAD отчасти дублирует функции BND и BfV. В этой связи предлагается разделить военную контрразведку, насчитывающую около 1300 сотрудников, между BND и BfV, то есть между Ведомством федерального канцлера и министерством внутренних дел.

С этим согласны далеко не все. Так, пресс-секретарь по вопросам оборонной политики фракции ХДС/ХСС в бундестаге Эрнст-Райнхарт Бек (Ernst-Reinhard Beck) заявил, что вопрос о роспуске MAD вообще не должен подниматься. «Я не слышал еще ни одного убедительного аргумента в пользу этого», — добавил он. Да и сам министр обороны Карл-Теодор цу Гуттенберг высказался весьма осторожно по этому вопросу, отметив, что не может подтвердить предстоящий роспуск MAD. По его словам, необходимо выработать единую концепцию реформирования спецслужб, чтобы в результате появилась «разумная конструкция». Вместе с тем, очевидно, что другие силовые структуры, в частности министерство внутренних дел, постараются извлечь для себя пользу из реформирования вооруженных сил.

Представители Федерального союза сотрудников уголовной полиции (BDK) уже призвали правительство направить в помощь полицейским для защиты граждан внутри страны военнослужащих бундесвера, прежде всего, сотрудников военной полиции (фельдъегерская служба). Председатель BDK Клаус Янсен (Klaus Jansen) отметил, что режим повышенных мер безопасности, введенный в Германии в связи с планами «Аль-Каеды» устроить в конце ноября теракты на территории ФРГ, может быть продлен не только до конца этого года, но и дальше. Сотрудники полиции, которые и так находятся на пределе своих возможностей, могут не справиться с такой нагрузкой. Таким образом, помощь фельдъегерей, которые уже имеют соответствующею полицейскую подготовку, была бы кстати.

Более того, сокращение численности бундесвера может, по мнению представителей BDK, оказаться на руку полиции. В связи с угрозой терактов встал вопрос об увеличении численности сотрудников правопорядка. Власти ФРГ заявили о том, что в федеральной полиции, федеральной уголовной полиции и на таможне будут в ближайшее время дополнительно созданы 600 новых рабочих мест. Однако, как считают в BDK, новобранцам потребуется не меньше года для прохождения курса обучения, после которого они могут быть использованы для выполнения заданий. С другой стороны, если привлечь на службу в полицию тех, кто попадет под сокращение в вооруженных силах, то на их подготовку потребуется гораздо меньше времени — или вообще не потребуется, если речь идет о представителях военной полиции.

Разумеется, речь пока идет только о предложениях или предположениях, однако исключать, что в результате реформы бундесвера часть бывших военнослужащих перейдет в министерство внутренних дел, будь то ведомство по охране конституции или полиция, нельзя. Людскими ресурсами в ФРГ вряд ли будут разбрасываться. Вообще симптоматично, что после того, как реформа бундесвера была одобрена и обрела конкретные очертания, сразу же появились сообщения о не менее масштабной реформе, касающейся на сей раз силовых структур, подчиненных министерству внутренних дел. Ожидается, что план по реструктуризации МВД будет представлен главой министерства Томасом де Мезьером уже в декабре этого года. Тем не менее, некоторые из положений реформы уже просочились в прессу.

По данным издания Welt, планируется объединить Федеральную полицию (BPOL), в которую в 2005 году была преобразована Федеральная служба по охране границ, с Федеральном ведомством уголовной полиции (BKA), функции которого схожи с американским ФБР, а также подключить к новой структуре таможенное управление по расследованию уголовных преступлений (ZKA), выведя его из подчинения министерства финансов. Какое название будет носить новая структура, пока неизвестно. Не исключено, что речь идет о расширении полномочий и возможностей Федеральной уголовной полиции, которая станет, таким образом, еще более похожей на ФБР. Кроме того, в качестве еще одного варианта рассматривается создание отдельной финансовой полиции в дополнение к BKA, BPOL и полиции земель.

Сообщается также, что в планах правительства значится и расформирование Федерального таможенного управления, которое насчитывает 37 тысяч сотрудников и подчиняется министерству финансов. При этом 15 тысяч таможенников, занятых непосредственно борьбой с преступностью, предлагается переподчинить министерству внутренних дел и направить на усиление Федеральной уголовной полиции. По данным DW-WORLD, речь идет о таких оперативных силах таможенного управления, как служба пограничного таможенного контроля и расследований, а также о подразделении финансового контроля, которое занимается борьбой против нелегальной занятости. Наконец, спецназ федеральной полиции (GSG 9) планируется слить со спецназом немецкой таможни (ZUZ).

В министерстве внутренних дел ФРГ уже назвали публикацию в Welt «фантазией редакции» и чистой воды «спекуляцией», однако сам факт подготовки реформы никто опровергать не стал. Остается дождаться декабря, когда план реформы, разработанный комиссией под председательством бывшего руководителя Федерального ведомства по охране конституции Эккарта Вертебаха (Eckart Werthebach), будет представлен официально.

Однако реформами бундесвера и силовых структур министерства внутренних дел дело не ограничится. Вместе с отменой призыва с 1 июля 2011 года в Германии будет отменена альтернативная воинская служба, которую в настоящее время проходят в Германии около 90 тысяч человек, в основном молодые люди, которые предпочли ее службе по призыву в вооруженных силах. 18 ноября министр по делам семьи Кристина Шредер представила согласованную правительством, парламентскими фракциями и властями земель новую концепцию альтернативной службы. К ее прохождению планируется привлечь на добровольной основе 35 тысяч человек: мужчин и женщин любого возраста. Для обеспечения финансирования правительство намерено выделять 350 миллионов евро ежегодно. К традиционным областям деятельности, где используется альтернативная служба (уход за больными и престарелыми) добавлены ряд новых: спорт, культура и работа по интеграции мигрантов.

Открытым остается вопрос: как привлечь достаточное число добровольцев на альтернативную службу? В многочисленных репортажах по немецкому телевидению молодые альтернативщики открыто признают, что если бы у них была возможность избежать такой службы, они бы не пошли ухаживать за стариками в домах престарелых. Согласно планам правительства, максимальная ставка жалования для будущих добровольцев определена в 324 евро в месяц для Западной Германии и в 273 евро для Восточной. Наниматель, правда, должен погашать расходы на рабочую одежду, проживание и питание, но все рано это не так много. Схожая проблема, к слову сказать, стоит перед бундесвером, рассчитывающим на «добровольных» призывников. Ряд наблюдателей отмечают, что бундесвер проигрывает другим работодателям на рынке труда и должен сделать свои предложения более привлекательными.

Однако реформа бундесвера и альтернативной службы повлечет за собой и множество других изменений. Так, немецкие университеты опасаются, что это приведет к резкому увеличению числа студентов, с которым вузы могут не справиться. По словам председателя совета министров культуры федеральных земель (Kultusministerkonferenz) Людвига Шпенле (Ludwig Spaenle), если задуманная реформа будет проведена, то в 2011 году число студентов может возрасти на 50 тысяч человек, при том что в Баварии и Нижней Саксонии и без того ожидается двукратное увеличение числа абитуриентов. Наконец, не нужно забывать, что сокращение численности вооруженных сил с последующей ликвидацией или переносом мест дислокации воинских частей может негативно сказаться на экономическом положении окрестных регионов, жители которых живут за счет обслуживания военнослужащих. По данным DW-WORLD, минобороны планирует ликвидировать или перенести 10-15 гарнизонов. Какие именно, будет известно позднее.

Так или иначе, предстоящий год можно смело назвать годом реформ. Даже если в мире не произойдет очередного финансового кризиса, немецкому правительству будет чем заняться. Главное, чтобы хватило сил.


Источники:
1. Цепная реформа — Лента.Ру