Шокирующее число — половина — парка истребителей Су-30МКИ ВВС Индии прикована к земле из-за неразрешенных разногласий по обслуживанию с российскими производителями.
Это подрывает боеспособность ВВС страны и негативно сказывается на той части флота, которая еще способна выполнять полеты. ВВС Индии и Hindustan Aeronautics Limited (HAL) забили тревогу в связи с неоднократными отказами в ходе полета бортовых компьютеров Су-30 и отключением всех многофункциональных дисплеев.
Россияне больше года не отвечали на многократные сигналы SOS от индийцев. Об этом сообщает индийская газета The Sunday Guardian со ссылкой на находящиеся в ее распоряжении документы из переписки HAL и российских контрагентов. Приводим перевод заметки.
Управляющий директор входящего в состав HAL производственного комплекса в Насике, где осуществляется лицензионная сборка и обслуживание «Сухих» для ВВС Индии, отчаянно, но тщетно сигнализировал о «многочисленных сбоях бортового компьютера БЦВМ и отключениях многофункциональных дисплеев во время полета» представителям «Рособоронэкспорта» и производителя оригинальных Су-30 — Корпорации «Иркут».
«Так как выключение дисплеев — серьезная и критическая проблема, влияющая на эксплуатацию самолетов, требуется принятие немедленных мер по устранению этих неисправностей», — сообщает он в письме от 28 февраля 2014 г., напоминая россиянам, что безрезультатно поднимает этот вопрос с 7 марта 2013 г.
Отказы бортового компьютера и отключение дисплеев являются критическими неисправностями. Весь вылет программируется в центральном бортовом компьютере — это жизненно важно для соответствия требованиям воздушного боя. Отключение дисплеев в кабине сбивает пилотов и отвлекает их внимание от выполняемых задач. В индийских ВВС взволнованы тем, что ядро их истребительного флота донимают бесконечные неполадки. Всего ВВС Индии планировали закупить 272 истребителя Су-30, из которых 200 истребителей уже поставлены.
Маршал авиации Дензил Килор (Denzil Keelor), один из наиболее «титулованых» летчиков-истребителей индийских ВВС, обескуражен. «Неполадки во время полета, в частности те, о которых идет речь, делают самолет уязвимым. Если истребитель летает с урезанными возможностями, он становится боолее уязвимым для неприятеля. Ни один самолет не должен быть поднят в воздух, если он не готов продемонстрировать 100% своих возможностей», — предупреждает он.
Что кажется еще более тревожным — это нарочитая неторопливость русских, что серьезно подрывает боеспособность и боеготовность индийских ВВС. Через пять лет после подписания контракта на создание в Индии ремонтных мощностей по обслуживанию самолетов Су-30 на базе HAL, нет никакого прогресса — кроме «соглашений» и обещаний, даже на уровне министерств обороны.
«В связи с недоступностью мощностей по обслуживанию агрегатов и компонентов, исправность парка истребителей Су-30МКИ постепенно снижается, а потребность в AOG-комплектующих для срочной замены растет», — снова умоляют о помощи преставители завода в Насике в своем показательном письме «Росборонэкспорту» от 24 декабря 2013 г.. Даже пересмотренные сроки обязывали россиян организовать на HAL к декабрю 2013 г. мощности по ремонту и обслуживанию, а к июню 2014 г. обслужить первый самолет. Ничего подобного даже не предвидится.
Даже хуже того — Россия приостановила отправку специалистов «Сухого» в Индию для помощи в организации ремонта и обслуживания. Документы, попавшие в распоряжеие The Sunday Guardian, говорят о том, что стороны препираются по цене. Это противоречит соглашению, согласно которому командирование российских специалистов не будет прерываеться, даже если переговоры по ценам не завершились. В отсутсвие российских специалистов HAL вынуждена справлятся своими силами, пока число прикованных к земле самолетов растет.
«Огромное количество неисправных деталей валяются на разных базах ВВС в ожидании ремонта», — заявили представители HAL, также сообщив, что увеличивается количество истребителей Су-30, не выполняющих полеты в ожидании срочного ремонта. Россияне были проинформированы, что пять Су-30МКИ уже находятся в HAL в ожидании капитального ремонта, а еще 15 должны пройти ремонт в текущем году. Это количество эквивалентно целой эскадрилии.
Сетуя на задержки российской стороны, HAL выражает еще большую беспомощность: «Похоже, «Рособоронэкспорт» и Корпорация «Иркут» (основные стороны договора) имеют ограниченное влияние на другие российские компании (которые поставляют жизненно важные детали, например, двигатели)». Поставки расходных материалов и командирование специалистов другими компаниями еще более неритмичные.
Предупреждая о том, что эксплуатация истребителей без окончательного устранения повторяющихся неисправностей может повлиять на уверенность в себе пилотов, маршал авиации П.С. Ахлувалия (P.S. Ahluwalia), который недавно возглавил Западное командование ВВС Индии, адресует вопросы о плачевном состоянии дел представителям HAL и МО Индии: «Проблема в ошибках организации управления обслуживанием. Ответственность лежит на Департаменте оборонного производства Министерства Обороны. Это они не смогли решить эти проблемы».
На посту главы Западного командования ВВС Индии маршал Ахлувалия ни секунды не сомневался в том, чтобы на три месяца запретить полеты парка истребителей МиГ-29, когда после крушения одного самолета возникли подозрения в их пригодности к эксплуатации. Он вновь разрешил им летать только после того, как была решена проблема обслуживания.
Цифры показывают, насколько остро для ВВС Индии стоит проблема исправности Су-30МКИ. Лишь 50% этих истребителей находятся в пригодном для полетов состоянии. Для французских Mirage-2000 в составе ВВС Индии, и даже для российских истребителей МиГ-29 этот показатель равен примерно 75%. Пока Индия торгуется с Россией за более выгодные условия обслуживания, возникает резонный вопрос: а какой вообще прок в оружии, которым нельзя воспользоваться?
Первоисточник :