Солдаты ВС Ирака

Солдаты ВС Ирака

Никто не знает, что произойдет, когда последние американские солдаты покинут Ирак. Но как объясняет Эллен Никмайер, многие бывшие подданные Саддама уже готовятся к катастрофе.

Когда правая рука Саддама Хусейна умоляет американские войска остаться в Ираке – как это сделал Тарик Азиз на прошлой неделе из своей иракской тюрьмы – можно понять, что народ Ирака сильно обеспокоен официальным окончанием американского военного присутствия, назначенным на следующий месяц.

Азиз, бывший при Саддаме министром иностранных дел, не единственный, кого тревожит приближение вывода войск. Генерал иракской армии обеспокоил представителей американских вооруженных сил своей откровенной оценкой «не для прессы», когда заявил, что американским войскам нужно остаться в Ираке еще на десять лет.

На самом деле, уже много месяцев силы США практически не ведут в Ираке боевых действий. Но две озвученные даты дают и американцам, и иракцам понять, что после семи лет оккупации американские войска уходят навсегда: 1 сентября из страны выведут боевые подразделения, а в 2011 году выведут всех военнослужащих США до последнего.

Иракцы боятся, что уход американцев, предотвращающих сегодня столкновения между различными группировками, приведет к возвращению самых страшных дней межрелигиозных конфликтов, подобно тем, что наблюдались в 2006 году. В те дни обычные жители Багдада прятались со своими семьями по домам, в то время как соперничающие шиитские и суннитские группировки похищали и убивали людей. Необъявленная межконфессиональная гражданская война каждый день оставляла на тротуарах Багдада десятки трупов жертв, расстрелянных после пыток.

«Я никогда не вернусь туда», — поклялся на этой неделе один суннит из Ирака, прибывший с женой и детьми в США, чтобы начать здесь новую жизнь в беженца. Еще более зловеще звучали уверенные слова бывшего члена шиитского кабинета министров, управлявшего страной после Саддама, который заявил в частном интервью, что после того как американские войска наконец покинут страну, шииты закончат войну против суннитов.

Эксперты говорят, что по-прежнему есть несколько причин надеяться, что все окажется не так плохо. Но если все будет плохо, то у Америки, которая и так уже застряла в Афганистане и сталкивается с многочисленными экономическими проблемами дома, не будет иного выбора, кроме как дать иракцам самим разобраться со своими проблемами.

Что бы ни случилось — будь то хоть переворот или гражданская война, иракцы не могут рассчитывать на военную помощь США после вывода войск.

«США воюют уже почти девять лет. Если посмотреть на людей, отправляющихся в Ирак или Афганистан в пятый или шестой раз, сложно представить, насколько они истощены войной, — говорит Стефани Санок, недавно работавшая с военными и дипломатами в посольстве США в Багдаде над вопросами вывода американских войск. – На данный момент все внимание администрации сконцентрировано на Афганистане».

Даже если Ирак развалится на части, даже если правительство Ирака обратится за помощью, «стоимость отправки войск обратно после того, как мы собрались и ушли, — это будет что-то из ряда вон выходящее, — говорит Санок. — Стоимость попыток вернуться будет огромной».

К 2007 году американское военное присутствие в Ираке достигло максимума, превысив 160 тысяч человек. Однако на сегодняшний день последняя крупная боевая операция США уже почти позабыта. Уже некоторое время численность войск составляет около 50 тысяч человек. Нынче американские силы в Ираке занимаются обороной американских объектов, обучением иракских сил безопасности и противодействием терроризму.

Для встревоженных иракцев есть кое-какие обнадеживающие признаки. Число погибших составляет лишь малую долю того, что было в разгар войны, на улицы Багдада вернулась ночная жизнь. В частных разговорах чиновники Пентагона говорят, что Аль-Каида, которая дискредитировала себя даже среди своих сторонников среди иракских суннитов, больше не может считать себя важным игроком в Ираке.

Но и причин для беспокойства у иракцев хватает. Хотя насильственная смертность снизилась относительно наихудших показателей предыдущих лет, число иракцев, умирающих не своей смертью, выросло этим летом почти вдвое. Одна из причин — попытки Аль-Каиды вернуться в игру. Другая причина – это вредители, пытающиеся подорвать все перспективы страны в период после вывода войск. Иракские лидеры по-прежнему не могут собрать коалиционное правительство, восстановить электроснабжение и создать рабочие места.

Несмотря на все это, Санок полагает, что надежда есть. Шииты, так же как и сунниты, разочарованы своим правительством под руководством шиитов. А иракская молодежь, чье детство прошло под взрывы бомб, пулеметные очереди и стрельбу с вертолетов, может вырасти в поколение, уставшие от конфликтов и желающие лишь мира.

Однако сегодня иракцы голосуют ногами – стараются держаться подальше от страны. Взрыв насилия в Ираке, произошедший в 2005 и 2006 годах, привел к одному из крупнейших исходов беженцев. Почти 2 миллиона иракцев покинули свою страну. Сегодня, несмотря на возврат к более-менее нормальной жизни в Ираке и мольбы иракского правительства, обращенные к диаспоре, менее 40 тысяч человек вернулись домой, сообщает ООН.

Эллен Никмайер – бывшая глава бюро газеты Washington Post в Багдаде и Каире. До работы в газете, возглавляла западноафриканского бюро агентства Associated Press.

 

Источники:
1. The Endgame in Iraq — The Daily Beast